Версия для слабовидящих

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

 

 Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к  продуктивным видам деятельности, формируется мышление.
В быту слово «мышление» имеет много значений. Например, «Думай… что делаешь», что означает «обращай внимание на то, что делаешь».
 Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.
 Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
 Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.
На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
 К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой.
 Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Ниже приведены задания с помощью которых вы сможете определить развитие своего ребенка.
Тест. «Нелепицы»
Оценка образно-логического мышления
 Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и Допросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано, неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
 На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок доля-сен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
 Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.
 Пример:
1) корова сидит в дупле;
2) арбузы растут на сосне;
3) щука ловит рыбу в луже;
4) утюг плывет по луже;
5) у велосипеда квадратные колеса.
Игровые задания по развитию умения рассуждать
 
Бывает – не бывает.
 Первый вариант.
Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением (или моделью) ситуаций, не встречавшихся в реальной жизни. Нужно ответить бывает так или нет, и объяснить почему.
Пример:
1) дети летом слепили снеговика;
2) свинью выгуливают на поводке;
3) корова ходит по дереву;
4) дети летом катаются на лыжах;
5) петух плывет по реке;
6) валенки растут на дереве
Второй вариант.
 Взрослый говорит, что он сейчас будет рассказывать (например, о каком – либо времени года), а потом сказать, бывает так или не бывает, и доказать это. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами выйти на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».
Третий вариант.
 Взрослый называется два предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Дети должны ответить, бывает так или нет, и объяснить почему.
Например:
Мальчик поехал в лес на лыжах. Там  он стал собирать землянику.
Я была в лесу. Там я видела в норе петуха.
 
«Раздели на группы»
Оценка образно-логического мышления.
 На рисунке представлены различные геометрические фигуры. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и разделить представление на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Ребенок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.
На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Если за это или меньшее время ребенок выделил все группы фигур: треугольники, круга, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, заштрихованные, не заштрихованные, большие фигуры, аленькие фигуры, - это хороший уровень образно-логического мышления.
 
Тест для оценки словесно-логического мышления.
 Ребенок, отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки… - это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускается шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт - Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая коровка – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?...
10 .На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что, такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверте необходимо наклеивать марки?
 
 Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда – с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т. д.
14. Гвоздь – гладкий, а винт – нарезной; гвоздь – забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта  (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.)
17. Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.»
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы купить продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.
20. Так платят за пересылку письма.

 При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед – ребенком вопроса.
 Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.
Высокий уровень развития словесно – логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15-16 вопросов.